Фэндом

TeX представляет собой систему допечатной подготовки документов. Ее разработал в 70-х гг. Дональд Кнут (Donald Knuth) главным образом для того, чтобы написать всемирно известную серию книг «Искусство программирования».

Название системы Кнут составил из букв древнегреческого слова «искусство» — TеX (тау-эпсилон-хи), читается по-гречески, а не по-латыни, то есть «тэха», а не «тэкс». Существует легенда, что заняться созданием системы допечатной подготовки научных текстов Кнута побудила тогдашняя попытка Xerox монополизировать подобные средства. Сам же он рассказывает, что ему просто захотелось облегчить жизнь себе и своим секретарям.

В TeX команды верстки вставляются в текст при его написании, после чего документ обрабатывается с помощью той или иной команды форматирования. Язык TeX намного больше похож на язык программирования, чем на язык разметки текстов.

Что же касается Plan 9, то здесь документация подготавливается к печати в системе troff; тем не менее TeX скомпилирован и образован в среде APE. TeX не входит в состав основного дистрибутива Plan 9 из-за своего размера (около 40 MB).

Дистрибутив TeX использует модификации kpathsearch; основное дерево библиотек находится в каталоге /sys/lib/texmf.

Dvips

Установка Plan 9 TeX определяет три dvips драйвера принтера (для использования с dvips -Pимя_драйвера): ps, psfonts и bitmapfonts. Подходящий драйвер зависит от предполагаемого использования вывода.

драйвер ps (по умолчанию) генерирует Postscript файлы со ссылками на Postscript версии всех шрифтов TeX. Эти шрифты находятся в каталоге /sys/lib/postscript/font. Файлы выходят не большого размера, генерируются быстро и работают хорошо с page(1) и lp(8), но с тех пор как Postscript версии шрифтов TeX обычно устанавливаются в других местах, файлы документов не подходят для передачи друзьям или публикаций в web;

драйвер psfonts генерирует Postscript файлы со ссылками на Postscript версии шрифтов TeX, а также включает их в файлы. Эти файлы довольно большого размера, генерируются быстро, они привлекательно выглядят в просмотрщиках или в формате PDF посредством Acrobat Distiller.

драйвер bitmapfonts является эквивалентом по умолчанию для большинства dvips систем. Растровые версии TeX шрифтов включаются в выходящие файлы, это делает их больше по размеру, чем ps но меньше, чем psfonts, генерируются медленно и не особенно привлекательно выглядят при просмотре с экрана монитора.

Добавление поддержки других языков

Первое, что нужно сделать, это подключить переносы для нужного языка. Для этого отредактируйте файл language.dat, находящийся в каталоге /sys/lib/texmf/tex/generic/config. Раскомментируйте требуемый язык, остальные строки оставьте как есть или удалите.

Создайте новые файлы TeX fmt:

cd /sys/src/cmd/tex/web2c/tex

rm *.fmt

mk install-fmt

При появлении ошибки о том, что файл слишком стар, отредактируйте его, заменив дату 1999 на 200x. Повторите предыдущие действия.

Copyright © 2003 Перевод Андрей С. Кухар. Последняя модификация 22.08.2003

Также на Фэндоме

Случайная вики